Загрузка...
Показать сетку
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как купить франшизу?

На момент написания статьи только в одном Яндексе ежемесячно больше 20 000 человек набирают «купить франшизу». Каталог франшиз ищут больше 35 000 человек. Популярность франчайзинга в России растёт и появляется много вопросов. Мы регулярно получаем запросы на тему подбора франшизы, поэтому решили написать эту статью. В ней речь пойдет об основных способах выбора и покупки франшизы.

Подготовка к поиску франшизы

Сфера деятельности

Первое о чем нужно задуматься начинающему предпринимателю – это определиться с тематикой будущего бизнеса. В большинстве случаев бизнес успешен потому, что его собственнику нравится им заниматься. Помните, что в бизнес идут за двумя основными вещами:

  • Заниматься любимым делом
  • Зарабатывать деньги.

Подумайте хорошо, что Вам нравится, чему бы хотелось посветить существенную часть своей жизни. Приобрести франшизу и через некоторое время понять, что эта сфера совсем не то, что доставляет удовольствие... Наверное, Вы не этого хотите. Выбирая сферу будущего бизнеса, исходите из ваших увлечений, хобби или из опыта работы.

Бизнес по франшизе сегодня невероятно востребован, т.к. даже человек, не имеющий опыт собственного дела или управленческий опыт, может стать успешным предпринимателем благодаря эффективной бизнес-модели франчайзера, известности бренда и его всесторонней поддержке и обучении. Поэтому, даже если у Вас нет опыта в определенной сфере, но Вы очень хотите заниматься этой тематикой, франчайзинг – это отличная возможность воплотить свои мечты в реальность.

Сумма инвестиций

Далее, взвешиваем свои финансовые возможности и определяемся с бюджетом на создание своего бизнеса. Вам необходимо определить рамки Ваших возможностей. Как будет складываться бюджет на открытие своего дела? Это будут только личные сбережения, или Вы готовы получить кредит, взять в долг, найти партнёра? После всех размышлений и расчетов в голове должна сформироваться сумма, которую Вы готовы инвестировать в своё будущее.

Время

Чаще всего собственный бизнес, особенно на первом этапе, предполагает серьёзные временные затраты от собственника. Определитесь с количеством времени, которое Вы готовы посветить своему делу. От этого зависит выбор сферы деятельности франшизы, её формат и реальность осуществления Ваших грандиозных планов. Конечно, в идеале, требуется полная самоотдача, максимум Ваших усилий и времени.

Поиск и подбор франшизы

После того, как подготовительный этап закончен и вы точно знаете, чего хотите и сколько денег и времени готовы потратить, следует приступить непосредственно к поиску.

Начинаем поиск на специализированных сайтах (каталогах франшиз). На них можно отобрать интересные для Вас предложения по основным критериям: сфера деятельности, сумма инвестиций, срок окупаемости, планируемая выручка, стоимость и другим. Каталог франшиз позволяет получить первичную информацию о франчайзере и его предложении. Внимательно изучите предложения о продаже и отберите для себя 5-7 наиболее интересных вариантов.

Далее идём в поисковик и ищем франшизы выбранной сферы. Далеко не все франчайзеры размещают своё предложение в каталогах, многие продвигают это направление самостоятельно, для этого они размещают информацию на отдельном сайте или в соответствующем разделе основного сайта организации. Важно купить качественную франшизу, а для этого необходимо просмотреть максимальное количество предложений на рынке.

Как купить франшизу правильно?

Предложений о продаже франшиз на рынке очень много и с каждым днём их становится всё больше. Для того, чтобы выбор был правильным, мы советуем внимательно изучать франчайзера до личной встречи. Так, Вы сможете сэкономить своё и чужое время.

Изучаем репутацию:

  1. Корпоративный сайт Зайдите на основной сайт интересующей Вас компании – франчайзере. Обращайте внимание на фирменный стиль, подачу и удобство восприятия информации, наличие ошибок и т.д.. По корпоративному сайту можно многое сказать об уровне маркетинга в компании. Если сайт изобилует ошибками, в его дизайне нет общей концепции и стилистики, а информация размещена хаотично, то будьте уверены, что в маркетинговых материалах будет примерно тоже самое. Наличие сильного маркетинга у франчайзера является одним из сильных преимуществ работы с ним и наоборот.
  2. Отзывы о компании и франшизе «Погуляйте» по просторам интернета и поищите отзывы клиентов и франчайзи (если они есть). Хорошо, если отзывов будет много, тогда Вы сможете взвешенно оценить правдивость полученной информации. Так же из отзывов можно подчеркнуть те вопросы, которые стоит задать возможному партнёру на встрече. Обязательно попросите координаты франчайзи и переговорите с ними. Если в организации хорошая психологическая атмосфера, то действующие партнёры с удовольствием ответят Вам. Не стесняетесь и задавайте им те вопросы, которые Вас интересуют. На основе ответов и реакции делайте выводы и подмечайте то, на что нужно обратить большее внимание. Важно! Люди не всегда говорят правду и очень часто жалуются, поэтому относитесь к ответам франчайзи критически. Человеку свойственно говорить в большей степени о плохом, а про хорошее забывать. Взаимоотношения франчайзи и франчайзера достаточно сложные и далеко не всегда головная компания виновата в каких-то проблемах. Часто бывает, что в сложностях виноват сам франчайзи, но большинство из них в этом не признаётся ни другим, ни себе.
  3. Достижения и регалии Сильный бренд уделяет PR большое значение, регулярно принимает участие в различных конкурсах, имиджевых мероприятиях и благотворительных акциях. Про такие организации пишут статьи известные журналы и газеты. Дипломы, сертификаты, грамоты и другие награды франчайзера оказывают позитивное влияние на франчайзи, поэтому обратите внимание и на это.

Переговоры при покупке франшизы

Назначьте встречи с представителями франчайзера. Разговаривая с представителями, постарайтесь узнать максимум информации о компании и бренде. Вас должно интересовать буквально всё: история, миссия, цели, достижения, неудачи. Узнайте, кто является собственником предприятия, если это возможно, то пообщайтесь с ним. Из личного общения можно понять, насколько Вы друг-другу подходите и смотрите в одном направлении, а это является очень важным фактором успешности партнёрских взаимоотношений. После того, как получили полную информацию о компании, переходите к вопросам непосредственно о франшизе и франчайзинговом предложении.

Что нужно знать о покупаемой франшизе?

Кроме общей информации (год запуска франчайзинга, количество собственных и франчайзинговых предприятий, размер инвестиций, стоимость вступительного взноса, роялти, маркетинговых и других отчислений) Вам нужно получить информацию о системе взаимодействия с франчайзи, какую поддержку и как часто оказывает головная компания, какие требования предъявляет к партнёру, что входит в состав предложения и т.д..

Если у компании есть собственные предприятия, проверьте их, как потребитель. Посетите предприятие, получите услугу или продукт предоставляемый данной компанией. Оцените насколько эта услуга (товар, продукция) соответствует заявленному качеству, насколько грамотно выстроен сервис, какая атмосфера в организации и т.д..

Важнейшим критерием выбора приобретаемой франшизы является уровень обучения франчайзи старшим партнёром. Узнайте каким образом строится обучение партнёров. Серьёзный франчайзер предоставляет обучение трёх уровней.

Три уровня обучения франчайзи:

  1. Обучение владельца
  2. Обучение административного персонала
  3. Обучение линейного персонала

Что входит в состав франшизы?

Каждый хочет купить выгодную франшизу. Чтобы оценить насколько покупаемая франшиза качественно и подробно создана, запросите информацию о составе пакета франшизы и непосредственно Franch-book. Попросите посмотреть (хотя бы мельком) документы и материалы, передаваемые франчайзи. Пройдите по всем пунктам состава франшизы и уточните, что под ними подразумевается. Полученная информация позволит сделать выводы о ценности конкретного предложения.

Купить хорошую франшизу. Задаём правильные вопросы.

Для оценки компетенции франчайзера очень важно погрузиться в специфику конкретного бизнеса, задавать правильные и глубинные вопросы. Соберите информацию об интересующей Вас сфере деятельности. Для этого стоит почитать литературу, различные форумы, представить себя владельцем уже действующего бизнеса. Вот Вы открыли бизнес, какие у Вас будут вопросы?

  1. Как будет происходить взаимодействие после подписания договора? Договор подписан, что дальше? Узнайте основные этапы дальнейшей работы, что делаем сначала, что потом, кто за что отвечает?
  2. Какова процедура подготовки и открытия предприятия? Есть ли у франчайзера четкий план запуска нового предприятия, какую роль в нём играете Вы и старший партнёр.
  3. С кем Вы будете взаимодействовать после подписания договора? Это может быть сам собственник или менеджер, в крупных компаниях вопросами франчайзинга занимается соответствующий отдел. Совет: Если Вы начинающий бизнесмен, то при покупке франшизы стоит обратить внимание на компании с относительно небольшой франчайзинговой сеткой. В таких организациях (чаще всего) сам собственник будет оказывать Вам всестороннюю поддержку и оттачивать бизнес-процессы. Даже самый хороший менеджер или целый отдел не может знать больше, чем непосредственный основатель бизнеса.
  4. Какие каналы привлечения клиентов необходимо будет использовать? Франшизы разные: в некоторых партнёру передадут только информацию о том, каким образом привлекать клиентов, и на основе этой информации франчайзи настраивает всё сам; в других – вопрос маркетинга и рекламы франчайзер возьмет на себя, а Вам останется только качественно оказывать услугу или продавать товар. Соответственно, в одном случае потребуется нанимать маркетолога, в другом – нет.
  5. Какие маркетинговые инструменты передаются Вам и в каком виде? Эффективная модель франчайзинга включает не только все маркетинговые инструменты для работы, но и постоянное их обновление и передачу вновь разработанных.
  6. Как строятся продажи в компании, есть ли скрипты продаж и стандарты обслуживания? Узнайте какие основные стандарты обслуживания внедрены в компании и после этого сравните с Вашим опытом общения под видом клиента. Соответствуют? – Отлично. Нет? – Повод задуматься об отлаженности бизнес-процессов.
  7. За что платится роялти? Простой вопрос, который даст понять целесообразность работы с франчайзером. Понятно, что основная ценность заключается в работе под известным брендом, но важно не забывать о реальной помощи, которую должен оказывать старший партнёр.
  8. Из чего складывается паушальный взнос? Стоимость паушального или вступительного взноса должна быть обоснована. Если выгода от сотрудничества выглядит сомнительно обратите внимание на другие предложения.

Еще одним важным фактором при выборе является показатель закрытых франчайзи. У большой франчайзинговой сети обязательно будут представители, которые по разным причинам прекратили свою деятельность.

Задайте прямой вопрос о количестве закрытых предприятий и их причинах. Спросите, какие конкретные действия произвела головная компания для изменения данной ситуации. Если количество прекративших деятельность превышает 5% или ответы представителя являются неудовлетворительными, то это повод задуматься о целесообразности покупки.

Финансовая модель франшизы или бизнес-план

Подробно ознакомьтесь с финансовой моделью, если у Вас не хватает опыта оценить достоверность предоставляемой информации, то лучше воспользоваться помощью специалистов. Ими могут быть финансовые консультанты или компании, которые занимаются созданием и подбором франшиз. Такие организации имеют богатый опыт в разработке франшиз для разных сфер деятельности и смогут с большой вероятностью определить завышены ли цифры.

Изучаем франчайзинговый договор

Изучение договора следует разделить на несколько этапов:

  1. Собственными силами внимательно читаете договор, делаете отметки о том, что Вам непонятно или с чем не согласны.
  2. Просите продавца франшизы дать комментарии по спорным или непонятным моментам договора.
  3. Обращаетесь к специалистам по франчайзингу и юристам. Они объективно оценят договорные условия, помогут принять взвешенное решение о покупке.

На что смотреть в договоре?

  • Форму договора
  • Предмет договора
  • Стоимость
  • Срок действия
  • Права и обязанности сторон
  • Платежи и порядок расчетов по договору
  • Ответственность сторон
  • Условия продления и расторжения
  • Конфиденциальность
  • Прочие условия

Заключение

Купить франшизу и открыть свой бизнес – это пол дела, самое главное вывести его на плановые показатели, соблюдать стандарты франчайзера и поддерживать определенный уровень сервиса, прибыли и рентабельности.

Не забывайте, что франчайзи и франчайзер несут равную ответственность, и если Вы беретесь за открытие своего бизнеса, то должны его вести, а не ждать когда всё произойдет само собой, или за Вас всё сделает головная компания. Только в плотной связке получается требуемая синергия, дающая высокие результаты.