Загрузка...
Показать сетку
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Что такое франчайзинг, паушальный взнос и роялти

Франчайзинг – это обоюдовыгодная модель взаимодействия между двумя сторонами, в которой один партнёр (франчайзер) передаёт право использования своего торгового знака/коммерческого обозначения и проверенного способа ведения бизнеса другому партнёру (франчайзи). Передача права регламентируется договором Коммерческой концессии или договором Лицензии и предполагает получение вознаграждения от франчайзи в виде паушального взноса и роялти.

Паушальный взнос или, как его еще называют «Вступительный взнос», – это разовый платеж за вступление нового партнёра во франчайзинговую сеть.

Роялти – это регулярные денежные отчисления франчайзи своему франчайзеру, т.е. некая абонентская плата за возможность работы под брендом/коммерческим обозначением и по бизнес-модели головной компании с получением определенной поддержки в течение действия договора.

Виды роялти:

  • Фиксированный Из названия понятно, что данный вид роялти является фиксированным платежом не зависящим от финансовых показателей франчайзи. Он прописывается в договоре и не может быть изменен партнёрами в одностороннем порядке. Чаще всего данный вид регулярного платежа встречается в бизнесах, где у франчайзера нет возможности точно определить объём дохода франчайзи.
  • Процент с выручки В данном случае франчайзи платит франчайзеру оговоренный процент от получаемой выручки за отчетный период.
  • Процент с маржи Этот вид роялти подойдет для франчайзера, который имеет возможность контролировать ценовую политику своего франчайзи. В основном, такой вид платежа используется при разных уровнях наценки на товар или услугу.

За что платят роялти?

Франчайзи платит роялти за две основные возможности:

  1. Получение поддержки и обслуживания бизнеса;
  2. Использование товарного знака.

Если с товарным знаком всё в общем понятно, то что же значит «поддержка и помощь»?

  • Помощь в открытии предприятия Франчайзер передаёт конкретные и подробные шаги, основанные на своем опыте, для успешного и максимально быстрого открытия франчайзингового представительства. Помимо этого, оказывает контроль и сопровождение на всех этапах, а иногда и лично участвует в этом процессе, направляя свою команду в город партнёра.
  • Помощь в подборе квалифицированного персонала Не секрет, что практически любой бизнес зависим от правильно выбранного персонала, этот фактор влияет на скорость окупаемости, эффективность и прибыльность предприятия.
  • Маркетинговая поддержка (готовые рекламные материалы, настроенные рекламные кампании, дизайнерское оформление помещений, размещение информации на сайте франчайзера, централизованная реклама); Качественно созданное франчайзинговое предложение сформировано таким образом, что у франчайзи есть все необходимые инструменты для привлечения, удержания и развития клиентской базы.
  • Юридическая поддержка Хороший франчайзер передаёт франчайзи все необходимые договора и другие правовые документы для открытия предприятия и ведения деятельности. Кроме этого оказывает всестороннюю поддержку при возникновении различных вопросов и споров.
  • Обучение и развитие Это очень обширное понятие. Так чему же должен обучить франчайзер своего нового франчайзи? Ответ очень простой- всему! Ответственный франчайзер обучает своего нового партнёра всем нюансам открытия и ведения своего бизнеса. Часто обучение проходит в виде стажировки в головной компании. Вплоть до того, что если у покупателя франшизы нет управленческого опыта, значит, необходимо обучить его или не работать с ним, иначе риски получить неэффективное франчайзинговое предприятие возрастают.
  • Контроль соблюдения стандартов обслуживания Неопытные предприниматели считают, что контроль соблюдения стандартов обслуживания является головной болью и лишним, ненужным моментом во взаимодействии с партнёром. Он не задумывается о том, что во многом благодаря наличию этих самых стандартов франчайзер и является успешным.
  • Возможность использование it- платформы Многие франчайзеры предоставляют своим партнёрам собственные инструменты учета и контроля бизнеса (CRM-системы, ERP- системы и т.д.)

В каждой конкретной франшизе этот список может быть разным, в зависимости от особенностей бизнеса и франчайзингового предложения, но есть ряд моментов, без которых не может обойтись ответственный франчайзер.

Если Вы приняли решение о создании франшизы – обращайтесь к профессионалам. Инвестиции в создание качественной франшизы окупятся многократно, а вот франшиза, разработанная на коленках, будет еще долго приносить вред компании.